Бензиновые и керосиновые примусы были распространены до появления газовых горелок. Наиболее известной моделью являются примусы Шмель, представленные в нескольких вариантах.
История, описание бензинового туристического примуса из СССР
Производство примусов Шмель охватывает период с 1969 до 1993 годы. Современным вариантом второго Шмеля является Дастан-1, выпускаемый на ОАО ТНК «Дастан» (Бишкек, Кыргызская Республика).
Примус предназначен для альпинистов, дачников, охотников, рыболов, туристов и т.д., используется для кипячения воды и приготовления пищи.
Примус состоит из состоит из бачка, в который ввернуты насос, предохранительный клапан и горелка. Между горелкой и бачком располагается уплотнительная прокладка. Ветрозащитный кожух надевается на приваренные к бачку угольники, а в пазы ветрозащитного кожуха помещаются стойки. Горелка состоит из корпуса, сверху которого ввинчен ниппель. В корпусе располагается эксцентриковый механизм для прочистки отверстия ниппеля и регулирования интенсивности горения. Эксцентриковый механизм состоит из конуса, на котором с помощью гайки закреплена игла, и шпинделя, на его хвостовике надет асбографитовый уплотнитель, поджатый к кольцу другой гайкой. Конус в нижнем положении закрывает отверстие горелки, а поворот шпинделя с помощью ключа управления обеспечивает его перемещение. В нижней части корпуса располагается сетка, играющая роль испарителя. В раструб корпуса вложены колпачок и отражатель. Насос оснащен штоком с поршнем из развальцованных шайб, между которыми располагается резиновое кольцо с выступами. Кольцо обеспечивает проход воздуха в насос при ходе штока назад и уплотнение при ходе вперед. Головка штока входит в отверстие гайки, обеспечивая фиксацию первого. На конец насоса помещен обратный клапан из наконечника, в котором установлены пружина, поршень клапана и прокладка. Обратный клапан предотвращает попадание топлива в насос при движении штока назад. В гайке-барашке установлено резиновое кольцо, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.
Принцип работы примуса следующий. Бензин под давлением поднимается по трубке бачка к горелке, испаряется на сетке и через отверстие в ниппеле поступает в пространство между колпачком и отражателем, вводя воздух через отверстия в горелке. Там смесь из воздуха и бензина нагревается и, выходя через отверстия в отражателе, воспламеняется.
Смотрите также: что входит в каминный набор.
Расход топлива и другие характеристики походного Шмель-1,2,3,4 из руководства по эксплуатации
Существует 4 версии примуса – 1, 2, 3 и 4. Все модели работают по одинаковому принципу, детали во многом, но не всегда взаимозаменяемы.
- Первый Шмель является копией австрийского примуса Phoebus-625. Пользователи считают его наиболее стильным и надежным по исполнению, но он имеет неудобные подставки для посуды: высокие и неустойчивые. Примус дополнен
стальным бачком объемом 0,7 литров с закругленным верхом и согнутыми из прутка подставками для посуды. Насос обладал конструкцией, позволяющей извлекать поршень при работающем примусе. Первая модель была оснащена предохранительным клапаном пружинного типа, конструкция и размеры которого не изменялись на последующих вариантах. Прямоточная горелка имела запирающее устройство в форме зубчатой рейки с конусом. Рейка в верхней части имела сворачивающийся наконечник с отверстием для закрепления иглы для прочистки форсунки. Ось с шестеренкой приводила рейку в движение. - Второй Шмель отличается бОльшей практичностью, ветрозащитный кожух совмещен с подставкой для посуды, что обеспечивает удобство для расположения кастрюль и прочих предметов. Изменилась форма бачка, который стал сверху плоским, увеличился и объем. Были внесены изменения в материал выполнения и форму подставки для посуды, которая в 2-ой модели представляла собой стальную пластину в форме треугольника. Остальные элементы остались без изменений. Однако, данное утверждение справедливо для первых партий примусов. В дальнейшем возможно было отметить упрощение конструкции, но в ущерб надежности и ремонтопригодности. Встречалось несколько изменений в базовой конструкции Шмель-2. Во-первых, вместо рассекателя типа «конфорка» горелка дополнялась штампованным из пластины, дающим пламя в форме короны. Это уменьшало вес примуса, но пламя хуже противостояло ветру. Во-вторых, наконечник на запирающей рейке просверлен, а не съемный, в отверстие запрессована иголка. В-третьих, горелка нового типа, которой оснащались и четвертые Шмели.
- Третий Шмель практически аналогичен предыдущей модели. Но третий представляет собой двухконфорочный примус, бачок отличает вытянутая по длине форма. Остальные детали от 2-го Шмеля.
- Четвертый Шмель обладает увеличенным бачком, объем которого составляет 1,3 литров. Верхняя часть бачка выполнена под конус, что исключает проблему перегрева, от которой страдали пользователи 2-го и 3-го Шмелей. Изменена конструкция подставки для посуды, которая выполнена из прутка, как и на 1-ом Шмеле. Изменилась конструкция насоса, в которой стало меньше деталей, конструктивно и технологически он упростился. Эксплуатационные характеристики завершающей модели практически не отличаются от предыдущей. Но из насоса нельзя извлечь поршень, не оставив примус открытым. Частично изменилась конструкция горелки, запирающая рейка не зубчатая, а с горизонтальной прорезью. На оси эксцентричный штырек, входящий в данную прорезь и передвигающий рейку. Подача бензина теперь перекрывается не самой рейкой, а шариком, который она приводит в действие.
Основные технические характеристики:
- топливо – бензин;
- 1 литр топлива обеспечивает горение на протяжении 4-6 часов;
- масса примуса – 1,2 кг.;
- 2 литра воды закипает в течение 10 минут при температуре окружающей среды не менее 16 градусов по Цельсию;
- диапазон рабочих температур – от -30 до +40 градусов по Цельсию.
- сохраняет устойчивость при установке емкостей диаметром до 240 мм.
Олимпийский, на спирту, керосине
Кроме основных четырех вариантов выпускались и модификации, некоторые вызывают особенный интерес. Олимпийский примус отличает яркий красный корпус, надпись «Олимпиада-80» и изображение олимпийского мишки. Нередко нагрев горелки примуса осуществляется сухим спиртом, что позволяет примусу оставаться чистым и быстро выходить на режим. Некоторые пользователи используют в качестве топлива вместо рекомендуемого автомобильного бензина керосин.
Ремонт, запчасти
Наиболее часто возникающими неисправностями принято считать:
- Причиной того, что примус не зажигается, является засорение головки. Необходимо прочистить головку, несколько раз повернув ключ управления. Если отсутствует шипение примуса, то нужно проверить, накачан ли он. Возможно потребуется прочистить ниппель и его головку, аккуратно, не повредив иглу.
- У гайки, которая поджимает асбографитовый уплотнитель, появляется дым или огонь. Вероятной причиной является нарушение уплотнения шпинделя. Для устранения неисправности необходимо подтянуть гайку ключом управления до прекращения дыма или огня либо заменить уплотнитель.
- Насос плохо качает воздух в бачок. Причиной может выступать, во-первых, ослабление завальцовки шайб на штоке насоса. Нужно расклепать конец штока, удерживающего шайбы. Второй причиной может служить попадание грязи на внутреннюю поверхность цилиндра насоса. Для решения проблемы необходимо снять кольцо поршня, удалить грязь с поверхности
и поршня, и цилиндра. Неисправность может быть вызвана неправильной установкой кольца поршня, которое необходимо снять и установить таким образом, чтобы его выступы были направлены к обратному клапану. К возникновению проблем может приводить износ кольца поршня или выступов. Решением выступает замена кольца поршня. - Из-под гайки-барашка проступают пары бензина или непосредственно топливо, что может привести к возгоранию. Гайка недостаточно затянута или кольцо насоса износилось. Требуется огонь погасить возле гайки-барашки и затянуть ее. В случае сохранения проблемы необходимо заменить кольцо.
- Ухудшение накачивания и горения, попадание в насос бензина. Завис поршень обратного клапана либо износилась его прокладка. С помощью шила через отверстие обратного клапана необходимо сместить поршень клапана или заменить прокладку, если неисправность осталась.
- Ниппель не прочищается из-за сломанной иглы. Необходимо снять напряжение в резьбе слабыми ударами по ниппелю, вывернуть его ключом управления. Вращая шпиндель, поднять конус в верхнее положение. Ключом для замены иглы отвернуть гайку, удалить ее остатки. Наполнить внутреннюю полость гайки смазкой для предотвращения выпадания иглы, вставить в отверстие гайки новую иглу. Завернуть на место гайку и ниппель.
- Примус дает коптящее пламя, что может быть связано с износом ниппеля. Для решения проблемы нужно снять напряжение в резьбе слабыми ударами по ниппелю и вывернуть его с применением ключа управления. Новый ниппель завернуть из комплекта ЗИП.
Где купить
Примус Шмель и запчасти к нему возможно приобрести на площадках типа Авито. Кроме этого, в продаже возможно найти примус Дастан-1.